Что такое бесступенчатая трансмиссия?
Бесступенчатой называют тип автоматической трансмиссии, что больше обеспечивают полезной мощности и плавного хода авто по сравнению с автоматической КПП, зато топливо тратится экономнее.
Принцип работы вариатора
Конструкция бесступенчатой трансмиссии предусматривает наличие двух шкивов с переменным диаметром. Они обладают конусообразной формой, а их острые концы обращены друг к другу – между ними располагается приводной ремень, выполненный из металла. Когда диаметр шкивов меняется, передаточное число направляет цепь на определенную шестерню. Когда автомобиль разгоняется, шкивы меняют диаметр: обороты снижаются, а скорость возрастает.
Особенности управления авто с вариатором
Элементы управления бесступенчатой трансмиссии такие же, как на автоматической КПП. Это акселератор и тормоз, а также скоростной диапазон P-R-N-D-L. Двигатель вращается с вариативной скоростью: при разгоне его обороты увеличиваются, а при средней скорости уменьшаются, выбирая оптимальный режим.
Плюсы вариатора
Основное достоинство бесступенчатой трансмиссии – варьирование числа оборотов двигателя, благодаря чему достигается оптимальная мощность и экономия топлива. В результате авто быстрее разгоняется, тратя минимум топлива.
Минусы вариатора
Водителям, привыкшим к автоматике или механике, кажутся странными пробуксовка сцепления и «скольжение» – но это принцип работы вариатора, заключающийся в плавной работе двигателя. С этой целью автопроизводители выпускают модели, где бесступенчатой трансмиссией можно управлять вручную. Раньше вариатор имел ограничители по мощности, сейчас он стал более надежным и выносливым.
Разветвление потоков мощности вариатора
Например, бесступенчатая трансмиссия семейства Toyota Prius имеет особый подвид, подразумевающий наличие планетарной передачи мощности вместо ременной. Она получает крутящий момент от электромотора и бензинового двигателя.
Создание и развитие вариатора
Бесступенчатая трансмиссия была изображена Леонардо да Винчи еще в средневековье, но впервые ее применили инженеры автоконцерна DAF в 50-х гг. прошлого века, но не пользовалась популярностью, поскольку не подходила для авто мощностью больше 100 л. с. В 80-х гг. вариатор появился в малолитражной Subaru Justy. В конце 90-х гг. ее применили для Honda Civic HX.
В начале нулевых бесступенчатую трансмиссию улучшили, адаптировав к более мощным двигателям. Сегодня она встречается во многих автомобилях: Nissan, Audi, Honda, Mitsubishi и др.